Система оценки достижения планируемых результатов
освоения курса ОРКСЭ
1.Место системы оценки в педагогических
технологиях достижения стандарта
Система оценивания занимает особое место в
педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих
их планируемых результатах освоения программ начального образования.
Она выполняет функции одного из основных компонентов
программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает
единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание как
самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из
самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать
наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к
развитию и дальнейшему продвижению в познании.
2.Основные требования к системе оценивания.
Основные
требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно
сформулировать следующим образом:
-установить, что знают и
понимают учащиеся о мире, в котором живут;
-дать общую и дифференцированную
информацию о процессе преподавания и процессе учения,
-отслеживать индивидуальный прогресс
учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении
планируемых результатах освоения программ начального образования,
-обеспечивать обратную связь для
учителей, учащихся и родителей,
-отслеживать эффективность реализуемой
учебной программы.
Система оценивания направлена на получение информации,
позволяющей
-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного
включения в систему непрерывного образования,
-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего
ребенка,
-учителям – выносить суждения об эффективности программы
обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о
том
· происходит ли развитие образовательных
запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным
знаниям,
· начинают ли учащиеся осознавать, что
реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
· совершенствуют ли учащиеся полученные
учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно
продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
· обнаруживают ли дети как умение работать
индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
В оценивание призвано стимулировать
учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который
он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы;
- учета индивидуальных или
групповых потребностей в учебном процессе;
- учета особенностей способов проявления
понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным
ребенком;
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и
процесса их выполнения.
3. Принципы построения системы оценивания.
Система
оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального
образования принципов:
1. Оценивание является постоянным
процессом, естественным образом интегрированным в образовательную
практику. В зависимости от этапа обучения используетсядиагностическое
(стартовое, текущее) и срезовое (тематическое,
промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными
критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным
целям.
3. Оцениваться с помощью отметки
могут только результаты деятельности ученика, но не его личные
качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
Они могут вырабатываться ими совместно.
6. Система оценивания выстраивается таким
образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность,
приобретая навыки и привычку к самооценке.
4. Планируемые результаты как основа оценки достижений
стандарта.
Планируемые результаты являются основой оценки достижения
стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной
стороны и образовательным процессом и системой оценки с другой. По
сути дела они являются своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта
и конкретный учебный процесс.
В структуре планируемых результатов
выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты,
достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов
представленных в инвариантной части учебного плана и программами
междисциплинарными.
Под личностными результатами в
стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие
основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции
школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной
деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной
школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их
индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Основным объектом оценки личностных
результатов служит сформированность универсальных действий включающих
три следующих блока:
· Самоопределение – сформированность внутренней
позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли
ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства
гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической
принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и
свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
· Смыслообразование – поиск и установление личностного
смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я
знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
· Морально-этическая ориентация -
знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе
понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации –
учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её
разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов
морального поведения.
Основное содержание оценки личностных
результатов строится вокруг оценки:
· сформированности внутренней
позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном
отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми
компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
· сформированности основ
гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину,
знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю
и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций
народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия
и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
· сформированности самооценки, включая
осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах
своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки,
уважать себя и верить в успех;
· сформированности мотивации
учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения
проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха,
стремления к совершенствованию своих способностей;
· знания моральных норм и
сформированности морально-этических суждений,способности к
оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
По сути, здесь изложена программа
гражданского воспитания и развития личности младшего школьника и результаты
этого развития должны отслеживаться, как и другие результаты.
Формирование и достижение указанных выше
личностных результатов – задача и ответственность системы образования и
образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов может
осуществляться в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований
с привлечением специалистов, не работающих в данном учреждении и обладающие
необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития
личности в подростковом возрасте.
Цель этих исследований – принятие
управленческих решений в результате оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.
В рамках внутренней оценки возможна ограниченная
оценка сформированности отдельных личностных результатов отдельных учащихся,
полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка
и конфедициальности, в форме не представляющей угрозы,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых
результатов представленных в разделах:
«Регулятивные учебные действия»,
«Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные
способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции
своей деятельности,включая планирование. Контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов
обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных
предметов, базисного планаи применяются учащимися как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных
и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий
учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной
деятельностью.
К ним относятся:
· способность принимать и сохранять
учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
· умение осуществлять информационный
поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных
источников;
· умение использовать знако-символические
средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач;
· логические операции сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовымпризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным
понятиям;
· умение сотрудничать с учителем и
сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов может
проводиться в ходе различных процедур.
Под предметными результатами образовательной
деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых
результатов по отдельным предметам.
Дифференцированный подход в оценке знаний, позволяет
при разработке критериев оценки планируемых предметных
результатов использовать задания соответствующие опорной системе
знаний и задания соответствующие повышенной подготовке учащихся.
Читать дальше
|