Работа с родителями и членами семей учеников
в рамках учебного предмета
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для
создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального
развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без
эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно
эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением
значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании
ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания,
школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами
жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей
учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего
языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития
ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает также и поиск
согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка,
взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках
курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
– создание условий для понимания родителями целей, задач и
путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также
предполагаемого результата;
– активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой
и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
– углубление и расширение личностно ориентированного
компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов
семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской
этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую
можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих
мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый
результат-мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных
результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации
позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям
возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского
собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих
впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих
промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения
курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения
информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как
интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к
урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали
культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные
святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии
или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом
представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с
рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники,
какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других
интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье,
прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в
ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и
фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить
дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы
духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения,
формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение»,
члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском
опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о
прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся
могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках.
Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть
приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а
соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным
мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Мера активности родителей в совместной работе определяется
периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией
о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения,
а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях
и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в
воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания
помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и
упрочению семьи.
Источник: Учебное
пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы
мировых религиозных культур» //А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мацияка, Н.И.
Пьянкова, Е.Н. Петрова,
А.Ю. Петрова, Яковлева С.Г.
|