5.Соотношение внутренней и внешней
оценки.
В системе оценивания в начальной школе
используются внутренняя и внешняя оценка.Внутренняя оценка,
выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся
учителями, в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений,
проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой
оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе
выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит
от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух
основных функций.
Во-первых, обеспечить обратную
связь, информируя:
· учеников и их родителей о продвижении в
освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их
сильных и слабых сторонах;
· учителей об эффективности их
педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать
положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать
на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать
сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.
Внешняя оценка проводится, как правило, в форме
неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых
исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой
аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации
образовательных учреждений и др.)
«Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки – итоговая
оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс
(через систему внутренней оценки) тем больше, чем больше выражена связь
процедур внешней оценки с итоговой оценкой выпускников.
В начальной школе в соответствии с
Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не
предусмотрена, поэтому прямое включение внешней оценки (положим при проведении
мониторинговых исследований) в итоговую оценку младших школьников исключается.
Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю
осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию
образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным
элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Источниками
информации для оценивания достигаемых образовательных
результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся
особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для
оценивания хода обучения служат:
· работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения
(домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные
задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные
словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных
материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные
творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и
т.п.);
· индивидуальная и совместная деятельность учащихся
в ходе выполнения работ;
· статистические данные, основанные на ясно выраженных
показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений
или мини-исследований;
· результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных
работ).
В начальной школе рекомендуется
использовать три вида оценивания: стартовую диагностику,
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая
диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности кизучению
предмета в школе и результатах оценки
их готовности к изучению данного курса.
Показатели «предметной» готовности к
изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки.
Эти
показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе.Большинство детей 10-11 лет уверенно демонстрирует достижение
описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже
полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является
основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на
необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной
отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых
результатов освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся.
Итоговое
оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной
оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора
данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров
применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также
любая комбинация этих форм.
В
предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах:
- раздельной оценки достижения базового
уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения
планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и
уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем
достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить
самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
- оценивания методом «сложения», который
предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за
превышение базового уровня требований;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытости и реалистичности норм и
критериев;
- гибкости норм и критериев;
- признания права учащегося на ошибку, реализуемого
в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права учащегося на до-сдачу имеющихся
пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой
работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.
С
целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы
рекомендуется использовать следующие методы оценивания.
Наблюдения – метод сбора
первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее
выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или
одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются
специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения
необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической
задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за
деятельностью определенного ученика) или аспектными (при
оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Можно
пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.),
описанными ниже.
Наблюдения
проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может
перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним
ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может
вестись учителей как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций
непосредственного участника деятельности.
Использование
наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для
оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных
навыков
Так,
например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в
развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений
для изучения и фиксации следующих аспектов.
– Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать
знакомое).
– Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать
изученное).
– Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в
иных целях).
– Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные
компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).
– Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать
новое).
– Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе
выбранных критериев, стандартов, условий).
– Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с
разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая
возможность существование иной точки зрения).
– Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс,
задумываться о процессе познания).
Пользуясь
методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты
формирования социальных навыков, например:
· способность принимать ответственность;
· способность уважать других;
· умение сотрудничать;
· умение участвовать в выработке общего
решения;
· способность разрешать конфликты;
· способность приспосабливаться к
выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения
очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания(слышать
инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно
выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой
группе); чтение(способность читать для удовольствия и для получения
информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки,
излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они
могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при
формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой
работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников
групповой работы:
|